Дом путешественника
    Наши экспедиции

«По ледовому центру Байкала»
Дата: 16.01.2006
Страна: Россия, озеро Байкал
Участники:

Сибирский Клуб Путешественников Проект соло-экспедиции Валерия Белого «По ледовому центру Байкала» Зимним Олимпийским играм в Турине посвящается!

 «Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну  и звезды и наслаждаться дарами земли и моря – он не одинок и не беспомощен.»
 Эпиктет, философ

Валерий Белый – руководитель экспедиции, томский путешественник  (туристический стаж 25 лет)
Последние путешествия:
2002 г. соло-экспедиция пос. Слюдянка – г. Северобайкальск
2003 г. «Эльбрус – высшая точка Европы», соло-экспедиция
2004 г. «От Монголии до Байкала», соло-экспедиция
2004 г. « К вулканам Камчатки», соло-экспедиция
2005 г. «Монголия – тропой Чингисхана», соло-экспедиция

Новый проект соло-экспедиции «По ледовому центру Байкала» является логическим продолжением предыдущих зимних экспедиций В. Белого по Байкалу в 2002, 2003, 2004 годах. Нынешний маршрут пройдет вдали от берега по всему центру озера от ст. Култук до г. Нижнеангарска. Маршрут является первопрохождением и вызывает интерес сложностью природных условий, полной автономностью похода, все ночевки будут проведены на льду озера – без выхода на берег – около 20 дней! Поход может быть заявлен для участия в международном Байкальском фестивале зимних игр «Зимниада 2006», проводимом 22.02 – 8.03 2006 г.  комитетом по туризму Департамента по делам молодежи, спорту и туризму Администрации Иркутской области. Прецедент зимних путешествий по Байкалу вызвал интерес у туристской общественности г. Томска. Примеру В. Белого в 2006 г. собираются последовать общественные туристические организации Томска и Северска – «Отчий край» и «Юниор».
Нитка маршрута:
г. Томск – г. Иркутск – ст. Култук – маршрут по центру Байкала до

г. Нижнеангарска – г. Cеверобайкальск – г. Иркутск – г. Томск

Место проведения: Россия, озеро Байкал
Время проведения: 23 февраля – 20 марта 2006 г.
Средство передвижения: пешком, лыжи
Протяженность маршрута: 636 км.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕДИЦИИ:

- Привлечение внимания общественности к экологической и социальной проблемам Байкала.

- Участие в международном Байкальской фестивале зимних игр

«Зимниада 2006 г.».

- Прохождение в автономном режиме с южной до северной оконечности озера расстояние в 636 км. без посещения населенных пунктов и не выходя на берег Байкала – все ночевки должны проходить на льду Байкала от начала и до конца маршрута.

- Пропаганда здорового образа жизни, спортивного туризма и экстремальных видов спорта.

- Изучение возможностей человеческого организма в экстремальных условиях.

*************************************************************************
 
Отчет об экспедиции на Байкал Валерия Белого
 
На пути к Слюдянке поезд проезжал последний серпантин пути. Уже показался сам Байкал – его восточный берег – Хамар-Дабан, и западный берег – Прибайкальский хребет. Странно, хотя это уже четвертая экспедиция на Байкал, но волнение только увеличивалось. Наконец поезд начал замедлять ход и постепенно остановился. Я вытащил на перрон свое экспедиционное снаряжение и пошел по направлению к вокзалу. Лоточницы вовсю торговали копченой и вяленой рыбой и другой снедью, завлекая криками пассажиров с поезда. Мне пришлось зайти в ближайший ларек за бутылкой газ воды и несколькими пачеками сухарей, которые не успел купить в Томске. Не задерживаясь, сразу же пошел к берегу Байкала. 20 минут – и вот опять этот величественный Байкал. Время около 10:00 утра. Достав термос с заваренным еще в поезде чаем и, немного перекусив, я отправился в бескрайние просторы белого безмолвия. Тишина завораживала, передо мной открылось Великое море России (морем его называют все местные, хотя оно и озеро), бескрайний горизонт, берега, окруженные высокими горами, бесконечные снежные поля, чистого льда не было. С первых шагов я понял, - снегу в этом году много. Уже здесь, на юге озера, снежный покров достигал 5-8 см. снега. На санях груз порядка 30 кг, на спине небольшой штурмовой рюкзак, в котором  фотоаппарат, видеокамера, бинокль, спутниковый телефон, фонарь, термос и небольшой запас продуктов на перекус. Предстояло пройти по ледовому центру Байкала. С первых же километров пути стали встречаться большие поля колотого льда, по которому на санях уже не было возможности пробраться, приходилось взваливать весь груз на плечи и так продвигаться по маршруту. Самый продолжительный участок кологлядки (нагромождения торосов) пришелся на третий день пути. Обширные поля торосов около 3 км. пришлось переходить почти полдня. Температура в канун февраля достигала -150С, ночью доходила до -18 0-200С. С собой был взят примус, который мог работать на газе, бензине, керосине, солярке. У меня был бензин. В среднем на день уходило 0,250 гр. бензина. Приходилось топить воду изо льда. Распорядок дня был таков: выход в 10:00 утра, продвижение по маршруту до 17:30, в 18:00 уже начинало темнеть. 15-20 мин. хватало на то, чтобы поставить палатку, затащить все вещи, расстелить коврики и спальник, и начать готовить пищу.
Почему опять был выбран Байкал? Ведь в 2002 году он уже был пересечен мною вдоль западного берега за 25 дней, в 2003 году за 2 месяца пройден по периметру, в 2004 году обогнут остров Ольхон, и в этом же году я прошел вокруг озера Хубсугул в Монголии по льду. Но теперь еще хотелось пройти по центру Байкала менее чем за 25 дней,  так как в 2002 году за 25 дней мы с французским путешественником Жиль Мишелем уже пересекли Байкал вместе. Хотелось улучшить свой личный рекорд, да и француз не дремлет: в 2004 году он хотел пересечь Байкал за 12 дней, но многочисленные торосы, и обилие снега помешали ему это сделать.
Настала моя очередь, но попытка оказалась неудачной, торосы, обилие снега сделали свое дело. Продвижение замедлялось до 20-25 км. в день, хотя в прошлые годы скорость прохождения доходила до 30-35 км., так что о рекорде можно было только мечтать. На 100-ом км. о торосы были разбиты сани, они треснули в 3-х местах, и теперь нужно было думать лишь о том, как выбраться к ближайшей деревне и выехать в Иркутск. Такой деревней оказалась Большое Голоустное, пройденное расстояние по центру Байкала составила 150 км., с разбитыми санями дальнейшее продолжение пути могло привести к непоправимому. До Ольхона, а это еще 200 км., сани бы уже не выдержали, а между Большим Голоустным и Ольхоном только одна деревня – Бугульдейка, откуда еще можно уехать на автобусе в Иркутск. Тем более, что и после Большого Голоустного снежный покров и нагромождения ни как не уменьшались, их становилось еще больше. Я решил закончить маршрут, выехать в Иркутск, оттуда до острова Ольхон, где у меня были знакомые. Там наладить сани, изменить маршрут и, уже не спеша, в свое удовольствие, пройти вокруг Ольхона, снимая виды Байкала на фото и видеокамеру.
Из Большого Голоустного выехал в Иркутск 7 марта в 7:00, в 10:00 был уже в Иркутске. Мне повезло, обычно из Иркутска тяжело уехать на Ольхон зимой. В 15:00 я уже был в Сахюрте. Перешел по льду Ольхонские ворота – это пролив соединяющий материк с островом. Через 30 минут я уже сидел в машине, поймал попутку следующую в поселок Хужир. Через час я приехал в поселок, устроился у знакомых. Только через 2 дня удалось наладить сани, обить их оцинкованным железом. В эти дни удалось съездить в Харанцы, покататься на коньках по льду Байкала, познакомиться с молодоженами из Ангарска, которые посвятили свой медовый месяц экскурсиям по Байкалу и разъезжали по льду по старенькой Волге.
10 марта я вышел на маршрут вокруг острова Ольхон. Ольхон – это крупный остров (длина 71,7 км., наибольшая ширина 15 км.) Берега причудливо изрезаны. Высокие скалистые мысы далеко вдаются в Байкал, образуя удобные, часто не глубокие бухточки с песчаными и галечниковыми пляжами. Западное побережье – невысокое, холмистое, восточное побережье высокое с крутыми, часто скалистыми склонами, резко обрывающимися с Байкалу. Самой высокой точкой острова является гора Жима (Ижимей) с отметкой 1274 м. Здесь в нескольких километрах от берега зафиксирована наибольшая глубина озера 1637 м. На северо-восточном берегу озера распространены леса сосновые, лиственничные и березовые и занимают меньшую часть территории. Преобладают ветра северо-западного направления. Яростный ветер сарма внезапно налетает на остров, срывает почвенный покров, оголяет склоны гор, не дает лесам наступать на западное побережье, не мало бед приносит рыбакам. С мая по декабрь остров связан с материком паромной переправой. Зимой машины идут по льду. В период ледостава и вскрытия вод Байкала на остров можно добраться лишь самолетом. Маршрут вокруг озера, а это около 200 км. был пройден за 8 дней.
Основные препятствия на мысе Хобой – постоянно образуется становые трещины, есть промоины и надо быть предельно осторожным. В районе мыса Ижимей был очень продолжительный участок колотовника несколько километров. Только благодаря тому, что вдоль берега раньше прошла какая-то машина можно было с трудом передвигаться в этом месте, ушло почти полдня.
На восточной стороне озера продолжительные ледяные поля почти без снега – гологлядка (чистый лед). Здесь уже постоянно дует встречный ветер – Култук. Вокруг острова встречается много гротов - пещер с интересными натечными образованиями в виде ледяных сосулек - очень впечатляющее зрелище.
На восточном берегу есть метеостанция Узуры, единственное место, где есть люди и где можно остановится переночевать. В поселке Хужир можно остановиться у местного населения за 300-450руб. в сутки с питанием. Также можно остановиться в Харанцах – это в 5 км. от Хужура, в Малом Хужуре. Только в прошлом году на острове провели электричество, а так до сих пор его не было.
О своем продвижении по маршруту передавал по спутниковому телефону, предоставленному ЗАО «Томсккосмоссвязь» газете «Томская  неделя». Сеанс проходил два раза в неделю. У меня был цифровой фотоаппарат и цифровая видео камера. Зимой очень тяжело снимать на фото и видео. Аккумуляторы прятать в рукавички, на морозе их жизнедеятельность уменьшалась в два раза. К цифровому фотоаппарату было взято 12 аккумуляторов и все равно на 15 дней их не хватило. На видео камеру было снято только около 60 мин. видео материала – так как было 2 аккумулятора, одного хватило лишь на 5 дней из-за морозов.
Благодарю своих спонсоров, которые помогли мне в этой экспедиции:
ЗАО «Сибрем-сервис», магазин «Активный отдых», фирма «Антарес» и путешественника Алексея Котлика, торговый дом «Солдат удачи», ЗАО «Томск Космос Связь», Сибирский рекламный центр «Сибреклама», творческую студию «Булка».   
          
 

Альбомы:
Информация:


«По ледовому центру Байкала»



Валерий Белый

Вид из грота

Грот


Закат

Катание на коньках по льду Байкала

Лёд


Пролив Ольхонские ворота

Скала Три брата

Скала Шаманка


Становая трещина

Чистый лед Байкала

Юрта




 

 


Афиша фототуров

* Откройте для себя Мексику! От 28 600 руб. на 2 человека за проживание, от 7 ночей, питание «все включено». Вылеты из Москвы.
Страна: Мексика


* Греческая симфония! 14 дней от 32600 рублей с вылетом из Новосибирска!
Страна: Греция


* Загадочная Хорватия от 23000 руб. (от 8 дней) на человека с вылетом из Новосибирска!
Страна: Хорватия


* Остров Сардиния – Итальянская роскошь! От 49 200 рублей на одного человека. Окунитесь в атмосферу сказки!
Страна: Италия


* Турецкая Ривьера! Солнце и море ждут Вас!
Страна: Турция


* Круиз по Средиземному морю! Виза не нужна! 11 дней/10 ночей.От 24 000 руб. с 1 человека. Дети до 11 лет при проживании с 2 взрослыми БЕСПЛАТНО!
Страна: Израиль




Главная
Новости
Календарь
О центре
Команда
Наши экспедиции
Экспедиции on-line
Наши публикации
Собираем команду

  Сделать стартовой
  Картинки для сотовых
  
    
логин
пароль
 
регистрация
забыли пароль?

Календарь

 


© Дом путешественника
Все права защищены. 2006 - 2008
CATALOG.METKA.RU